РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ СВОИХ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ:

 

     -Любите своих детей, покажите ребёнку, что Вы его любите, и он может на вас положиться в любой ситуации.

     -Понимайте детские трудности и проблемы, вы тоже были детьми.

     -Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

     -Проявляйте сострадание.

     -Старайтесь заинтересовать ребёнка какой-либо деятельностью, создавайте ситуацию успеха.

     -Помните, что к детям должен быть индивидуальный подход, поэтому, читая специальную литературу, учитывайте возрастные особенности Ваших детей.

     -Помогайте адаптироваться в новом коллективе.

     -Обеспечьте благоприятный психологический климат в семье.

     -Воспитывайте нравственно-правовую убежденность.

     -Поддерживайте детей в критических и кризисных ситуациях.

     -Повышайте уровень мотиваций детей к учебной деятельности, используя поощрение.

     -От Вашего уровня воспитанности зависит уровень воспитанности Ваших детей.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ НАКАЗАНИЙ:

 

     -Шлепая ребенка, Вы учите его боятся вас.

     -Проявляя при детях худшие черты свого характера, вы показываете им плохой пример.

     -Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

     -Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

     -Если вы шлепаете своего ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.

     -Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.

     -Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

     -У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся эти два чувства- любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

     -Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.

     -Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

 

      

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

 

     Развитие мышления и речи детей определяет успешность обучения в школе, умение выражать свои мысли помогает в общении. Работа над этим в игровой форме позволяет заинтересовать детей, привить желание и привычку следить за своей речью.

     Вашему вниманию представлены игры, которые в интересной и несложной для ребенка форме будут тренировать умение систематизировать понятия, строить фразы и активизируют словарный запас.

ЛЕС, ОЗЕРО, БОЛОТО

     Ход игры. Начертить три круга достаточно большого диаметра (ограничить линиями три угла помещения), которые получают названия: «лес», «озеро», «болото». Игроки становятся на исходную позицию примерно на равном расстоянии от всех кругов.

     Водящий называет зверя, птицу, рыбу — обитателя леса, озера или болота и считает до пяти. За это время каждый из играющих становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного (например, если назван волк — в круг «лес», если щука — в круг «озеро», если лягушка — в любой круг, так как лягушки живут и в озере, и на болоте, и в лесу). Побеждают те, кто ни разу не ошибся.

     Условия. 1. Нельзя менять круг, в который прибежал. 2. Тот, кто не успел добежать до круга, получает штрафное очко.

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ

Инвентарь. Мяч.

     Ход игры. Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов — «земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при слове «земля» какое-нибудь животное, при слове «вода» — рыбу, при слове «воздух» -— птицу. Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужного названия, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим.

     Условие. Названия зверей, рыб и птиц не должны повторяться.

СКАЖИ ПОСЛЕДНИМ

     Играют три и более человек. Если детей много, можно разделить их на команды.

Ход игры. Игроки становятся в одну линию. Выбирается тема, например «животные». По очереди дети называют животных и делают шаг вперед. Выигрывает тот игрок или команда, который последним вспомнит название животного.

     Условия. 1. Нельзя повторять названия, уже сказанные кем-то. 2. Нельзя называть детенышей уже упомянутых животных и варианты их названий, такие, как «бегемот» и «гиппопотам». 3. Игрок или команда, повторившая уже сказанное название, получает штрафное очко (игрок делает шаг назад).

ПОЭТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

     Играют один или несколько человек.

Ход игры. 1. Водящий называет слово. Игроки по очереди подбирают к нему рифмы. Побеждает тот, кто назовет рифму последним. Если игроков много, можно играть двумя командами.

     2. Водящий выбирает окончания строк стихотворения или сам придумывает рифмы, например: ...дорожка, ...волк, ...крошка, ...толк.

Игрокам предлагается составить стихотворение с этими рифмами. Потом устраивают соревнование поэтов. Победителя выбирают все вместе.

     3. Водящий предлагает первые строчки стихотворения, например: «Если хмурится природа. Если дождик целый день...»

Игроки должны дописать стихотворение. Побеждает лучшее.

ГОРЯЧИЙ МЯЧ

     Играет четное число детей.

Инвентарь. Мяч.

     Ход игры. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок в одном из рядов получает мяч. Он произносит начало слова, например «мы-», и бросает мяч игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец ряда. Тот ловит мяч, произносит окончание слова, например «-ши», передает мяч своему соседу в шеренге и тоже бежит в конец. Следующий игрок снова произносит начало слова и т. д. Если игрок не может составить слово, то он передает мяч соседу и выходит из игры. Побеждает команда, в которой к концу игры останется больше игроков.

САМОЕ ДЛИННОЕ

     Играют 8—10 человек, разделенных на две команды.

     Ход игры. Выбирается тема, например животные. Игрокам обеих команд предлагается по очереди произносить названия животных, которые состоят из одного слога. Когда односложные слова закончатся, произносить названия из двух, трех, четырех слогов.

     Побеждает команда, игрок которой назвал последнее слово с нужным количеством слогов. Возможна ничья, если дважды закончила игру одна команда и дважды — другая.

СЛОВЕСНАЯ ЦЕПОЧКА

     Играют два человека и более.

     Ход игры. Участники садятся в круг. Один из них говорит слово — название предмета. Каждый следующий игрок называет слово на последнюю букву предыдущего, причем повторять то, что уже было названо, нельзя. Задача игроков — не прервать словесную цепь. Тот, кто не вспомнил подходящего слова, выходит из игры.

     Если слово оканчивается на «ь», «ы», «й», следующее должно начинаться с предпоследней буквы.

ОПИШИКА

     Играют пять и более человек.

     Ход игры. Водящий показывает предмет или его изображение (можно и просто назвать) и предлагает детям назвать его свойства. Игроки говорят по очереди по одному слову, не повторяя того, что уже было названо. Побеждает тот, кто скажет последнее слово.

     Вариант игры. Водящий показывает два предмета и предлагает называть их общие черты или различия.

БЕГЛЕЦЫ

     Играют пять и более человек.

     Ход игры. Водящий рассказывает историю о том, как из книжки сбежал «вор» — пропало такое буквосочетание из многих слов. Вора поймали, и теперь нужно узнать, откуда же он сбежал. Игрокам предлагается вспомнить как можно больше слов, в которых есть такая часть, например: ворона, поворот, говорить и т. д. Дети называют слова по очереди, не повторяя тех, которые уже прозвучали. Побеждает тот, кто скажет последнее слово.

     В этой же игре можно использовать слова «кот», «еж», «оса», «нос», «глаз», «сад», «еда», «очки» и т. д.

     Примечание. Если дети не знакомы с правилами правописания, то можно принимать слова, подходящие по звучанию, например: сад (слышится «сат») — уСАТый.

 

 

ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА РЕБЕНКА

 

Практика денежного поощрения детей за хорошие отметки или отличное поведение – реальность сегодняшнего дня. Очень многие родители признаются, что используют ее в воспитании детей. Однако далеко не всегда такая «первая зарплата» оказывается благом.

Стоит ли выстраивать систему рыночных отношений внутри семьи и можно ли с помощью денег поощрять или наказывать ребенка?

 

ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?

«Закончил четверть без троек – 3000 рублей, помыл посуду – 30, час посидел с младшим братом – 100» – примерно так рассуждают многие родители, думая, что денежными бонусами стимулируют у детей желание хорошо учиться и регулярно выполнять домашние обязанности. Однако подобная система поощрений может привести к обратному результату.

Считается, что в такой ситуации нравственные ценности путаются с материальными. «Ребенка надо приучать к трудолюбию. Лучше всего, если за сделанную работу он будет получать любовь, внимание, заботу – эти вещи гораздо важнее денег. Конечно, иногда нам проще заплатить, чем сделать что-то доброе и хорошее.

Деньги служат заменителем общения, родительской любви, добрых слов. А потом ребенок вырастает, и начинаются проблемы: в ответ на вашу просьбу приехать, навестить, поговорить он просто будет помогать вам материально. Получается, таким образом, родители учат ребенка замещать хорошие дела деньгами».

Существует масса других способов, которыми можно мотивировать ребенка. «Например, к детям 5–12 лет применима система фишек, когда они набирают определенное количество очков и получают в награду поездку на природу с родителями, поход в кино или другое приятное времяпровождение

Если же вы практикуете систему денежных выплат, ребенок скоро начнет интересоваться,“сколько стоит помыть полы” или “помочь тебе”. Атрофируется такая важная функция, как альтруизм. В результате можно вырастить морального урода.

Главная функция рыночно – денежных отношений  – бескорыстная поддержка, помощь.

Надо воспитывать в ребенке понимание того, что деньги – это ограниченный ресурс (поэтому необходима бережливость), который является средством, инструментом для достижения более важных целей. Честно объясняйте ребенку азы экономики – он должен ценить деньги, но не любить их.

Человек, который любит деньги, вряд ли будет счастлив в жизни…

В  сознании ребенка формируется доминанта, что все, что он делает на благо собственного дома, обязательно должно быть оплачено. Отсутствует чувство ответственности. Кто может гарантировать, что в дальнейшей, взрослой жизни за него тоже будут платить?

Хорошо, когда ребенок, например, помогает семейному бизнесу, прилагает определенное усилие и за это получает вознаграждение. Если у него есть желание работать, иметь деньги на карманные расходы, радовать родителей, то почему бы и нет? Но это совсем не то же самое, когда ребенку выдают деньги за то, что он вынес ведро или вымыл посуду».

 

«КОТТЕДЖНЫЕ ДЕТИ»

Чаще всего неумением распоряжаться деньгами, как ни странно, отличаются дети из обеспеченных семей. В психологии даже существует специальный термин «коттеджный ребенок».

«Это малыш, у которого все уже есть. Железная дорога, маленький автомобильчик, на котором он ездит по участку.

Родители дают ему любые деньги, а он идет в школу и просто раздаривает их своим друзьям. Ему не хватает только самого главного – родительского внимания и заботы. Такие дети обычно бывают нервными, возбудимыми, капризными, очень часто они начинают болеть в знак протеста. Ведь это идеальный способ привлечь к себе внимание».

Психологи, которые в основном работают с состоятельными людьми, отмечают, что многие из них безумно разочарованы в своих детях. Родители добивались всего сами, много трудились, вкладывали силы в образование. А дети помнят себя, когда в семье уже был достаток. У них низкая мотивация, нет никакого желания учиться. Но ведь богатство – не оправдание.

В королевских или аристократических семьях, где оно передается из поколения в поколение, дети получают чудесное классическое образование. «Дело не в том, что ребенок появился в состоятельной семье, а в том, что родители, быстро разбогатевшие в 90-х годах, делают серьезные ошибки в воспитании, – объясняют психологи.

– Они не приучают своих сыновей и дочерей добиваться успеха самостоятельно, - говорит один из психологов. С моей точки зрения, это катастрофа. Когда я от своей 18-летней дочери слышу, что половина ребят в школе не учится, потому что родители пообещали им купить результаты ЕГЭ, мне становится грустно». Впоследствии именно эти родители оказываются на приеме у психолога.

Пример. Отец рано потерял собственных родителей и всю юность провел в суровом военном училище, куда был отправлен родственниками.

В конце 90-х годов он стремительно заработал состояние и принялся «совершенно беспощадно одаривать своего сына». Ребенку давали деньги за учебу, работу по дому, на участке.

С 9-го класса мальчик уже практически не учился. Ему «помогли» окончить школу, поступить в таможенную академию. «Парень неглупый, но проучился там всего два месяца, – рассказывает Ольга. – Потом был еще один ВУЗ, потом – другой, с каждым разом заведение было рангом ниже.

В настоящий момент мальчик лежит на втором этаже родительского дома, пребывая в приятной прострации, и вообще отказывается ходить куда-либо.

Никто никогда не говорил с ребенком о том, что ему самому нравится, в чем он хотел бы реализоваться. Отец до последнего момента надеялся, что у сына все пройдет с возрастом, и продолжал давать деньги, боясь его обидеть. Мой успех будет зависеть от того, смогу ли я достучаться до сознания отца. Парня надо посадить на “денежную диету”, создать другую систему координат, в которой он будет самостоятельно зарабатывать на свои удовольствия».

 

РАЗУМНЫЙ ПОДХОД

Впрочем, деньги отнюдь не всегда оказывают губительное влияние на неокрепшие детские души. В семьях с большим достатком встречаются и весьма ответственные подростки. Пример.  16-летняя девочка, родители которой владеют сетью стоматологических клиник. Оба – врачи по образованию и призванию, любят свою работу. Деньги никогда не были в семье основной ценностью. Девочке с самого начала внушали уважение к труду, она училась в «тяжелой» химико-биологической школе, сейчас готовится поступать в медицинский университет.

С 12 лет дочь помогала родителям в клинике, работала с компьютерной базой, заполняла карточки клиентов, встречала посетителей на входе.  И за это ей платили небольшую сумму. Сейчас она совершенно спокойно относится к деньгам, у нее нет желания надеть на себя все самое дорогое и т.д. В этом случае деньги не развратили ребенка, а, наоборот, дали ему новые возможности. Девочка много путешествовала, ходила в ботанические походы, изучала растения в горах.

Быстро учатся правильному обращению с деньгами дети из малообеспеченных семей, которым приходится в силу обстоятельств гораздо раньше вступать во взрослую жизнь и начинать зарабатывать, чтобы помочь родителям.

 

МИНИ-КАПИТАЛ

Все эксперты признают, что у детей обязательно должны быть деньги на карманные расходы. Обычно необходимость в них возникает с момента, когда ребенок начинает ходить в школу (булочка в буфете, проезд на маршрутке).

Когда ребенок сталкивается с рыночными отношениями, он должен быть в состоянии себе что-то купить. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок выработал осознанное и бережное отношение к деньгам, умел их рассчитывать.

Не экономное, а именно бережное.

“Экономия” означает приоритет дешевизны.

“Бережность” – умение покупать как дешевые, так и дорогие вещи в соответствии с возможностями бюджета.

Хорошо, когда ребенку выдают определенную сумму на неделю или месяц, чтобы у него была возможность самостоятельно распределять средства, что-то откладывать.

Карманные деньги – ключевой момент в воспитании у ребенка ответственности, умения рационально пользоваться ограниченным ресурсом. Лучше всего регулярно выделять фиксированную сумму, например 100 рублей в неделю на телефон.

До ребенка важно донести, что он может поговорить с подружкой два часа прямо сейчас, но тогда закончатся деньги на счету и он целых шесть дней будет в изоляции.

Если вы привьете сыну или дочери любовь к духовным ценностям, будет проще научить их правильному отношению к деньгам. Допустим, мы приедем на необитаемый остров с миллионом долларов, что мы будем делать? Разожжем из них костер, чтобы приготовить еду и согреться. Потому что купить на них будет нечего.

Деньги никогда не являются самоцелью, это всегда эквивалент, символ чего-то другого.

Если мы научимся ценить символы (то есть настоящие ценности – труд, любовь, заботу), то научимся ценить и сами деньги».

 

Правила детской финансовой грамотности

·      Поручите ребенку заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг или вести учет того, какую сумму семья тратит в месяц, например, на отдых и развлечения. Это даст ему необходимые навыки расходования средств и финансового планирования.

·      Объясните, что нужно жить по средствам: перед походом за школьными принадлежностями к 1 сентября составьте бюджет и попросите ребенка его придерживаться. Он сам поймет, что вам по карману, а что – нет.

·      Научите ребенка экономить – пусть откладывает часть карманных денег, которые вы ему выдаете, на свою детскую мечту. Потом сможете вместе пойти в магазин и приобрести долгожданный подарок.

·      Сходите с ребенком в банк и откройте детский вклад – это поможет ему научиться пользоваться услугами финансовых учреждений.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz