| |||||||||||||||||||
|
Из опыта работы«Применение средств туристического многоборья на уроках физической культуры»
Современные школьные программы по физической культуре наряду с обязательным базовым компонентом предусматривают включение в образовательный процесс обучение дополнительным видам спорта через вариативную часть, что составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Вариативная часть используется педагогом исходя из конкретных региональных, национальных особенностей работы образовательного учреждения. Являясь дополнением базовой части, она способствует расширению интереса к занятиям физической культуры и планируется с учетом индивидуальных способностей детей. Следовательно, разнообразное планирование вариативной части позволяет добиваться более продуктивного обучения предмету. Учитывая, что в последнее время в средствах массовой информации культивируются виды «экстремального» спорта, различные многодневные «трофирейды», шоу с элементами выживания в естественной среде, у школьников значительно проявляется интерес к такому роду деятельности. Поэтому одним из вариантов дополнительного использования часов может стать туризм, а именно туристическое многоборье, как наиболее доступный для школы вид спортивного туризма. Туристическое многоборье – это специфический вид туристической деятельности, который открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно огромный опыт по туристической подготовке в системе дополнительного образования: центрах и станциях детского и юношеского туризма, спортивных школах. В программы по физической культуре для общеобразовательных школ в урочную систему ни один из видов спортивного туризма не включен. Данное положение многие специалисты объясняют тем, что в школе отсутствует туристическое оборудование и снаряжение, а также недостаточно разработано программно – методическое обеспечение, необходимое для введения туризма на уроках физической культуры. Многолетний опыт работы в школе и в туристической секции позволяет нам констатировать, что первоначально такие уроки можно проводить с минимальным наличием специального технического оснащения, так как задания не потребуют обеспечения для знакомства с основами туристической подготовки можно компенсировать существующими программами по спортивному туризму, ограничиваясь теми материалами, которые возможны для использования в условиях школьного спортивного зала и пришкольной площадки. В 5 – 7 классах на вариативную часть в программе отводится до 14 часов. Этого времени достаточно, чтобы познакомить учащихся с такими разделами, как «Основы туризма», «Походная подготовка», «Обучение преодолению туристических препятствий», «Оказание первой доврачебной помощи». Содержание раздела «Основы туризма» познакомит учащихся с историей развития туризма, правилами поведения туристов, техникой безопасности в классе, в спортивном зале и на местности. Следует ребятам раскрыть специальные понятия, характерные для специфики туризма, с которыми им часто придется сталкиваться: карабины, перила, переправы, маятник, самостраховки. Также важно на каждом уроке уделить внимание вопросам воспитания нравственных качеств, такие как: взаимоотношения в коллективе, взаимопомощь, ответственность при выполнении своих обязанностей и т. д. При изучении раздела «Походная подготовка» у школьников необходимо сформировать первоначальные туристические умения по организации быта в полевых условиях: разведение костра, установлением палатки, ориентирование по компасу, укладкой рюкзака. Обычные преодолению туристических этапов следует начинать с преодоления препятствий без использования специального туристического снаряжения. Это могут быть: переправа по бревну с перилами и без них, кочки, гать, переправа маятником, узлы. Методика обучения прохождению данных туристических препятствий широко представлена в туристической литературе. Если в школе позволяют условия и имеются в наличии необходимое туристическое оборудование, то возможно включение и более сложных заданий, таких как: маятник, траверс, параллельная и навесная переправа. Умения и навыки по оказанию доврачебной помощи и транспортированию пострадавшего жизненно необходимы. Этот раздел входит в программу ОБЖ. Но на уроках по спортивному туризму возможности практического совершенствования данных знаний гораздо шире. Акцент следует сделать на разнообразные способы переноски пострадавшего, оказание помощи при травмах сборка носилок или волокуш с помощью подручных средств. Учитывая ограниченность во времени, последовательность изучения материала и формирования туристических умений можно предложить следующую: на вводном уроке познакомить обучающихся с историей туризма, его традициями, постараться увлечь данным видом туристического многоборья. Это можно сделать как при помощи видеофильма, который должен содержать фрагменты туристических соревнований, походов, так и организовав заочную прогулку в лес с разнообразными препятствиями и заданиями в зале. Следует познакомить ребят с условиями проведения туристических уроков в спортивном зале, а также полигоном для отработки умений в естественных условиях. На последних уроках осуществляется знакомство и отработка умений работать на туристических этапах. Для этого предусматриваются задания, которые требуют от учащихся проявление ловкости (туристические переправы), координации (кочки, гать), (установка палатки, укладка рюкзака). Обучение следует начинать с этапов «Переправа по бревну», «Кочки», «Установка палатки», «Вязка узла «проводник»». Они наиболее доступны, интересны и из них можно комбинировать разнообразные соревновательные дистанции. Организовать на уроке переправу по бревну можно с веревочными перилами и без них. Для этого можно использовать нестандартное оборудование, перевернутую гимнастическую скамейку, доски, гимнастическое бревно, установленное на высоте 30см. или просто обозначить его условно по полу мелом. Препятствие преодолевается по одному, участники движутся по бревну, держась за перильную веревку руками; Этап «Кочки» проходят без смены ног и со сменой. Оборудовать его легко с помощью искусственных кочек (кругов из линолеума, ковриков, деревянных устойчивых брусков), которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Прохождение первой и последней кочки обязательны, остальные – произвольным порядком; Этап установка и снятие палатки учит организовать походный быт. Заранее установленную палатку надо снять и уложить в рюкзак. Палатку устанавливают ту, которую предполагают использовать в походе. При установке и снятии палатки проверяется организованность команды; Учения вязать туристические узлы очень важно. Это обеспечивает безопасность участника, способствует быстрому прохождению этапов, дистанции. Начинать следует с общего ознакомления простых узлов: «прямой», «проводник простой», «булинь», «восьмерка». Отработку навыка лучше проводить, приближая к соревновательным условиям. Ученик вытаскивает карточку с наименованием узла, завязывает, после чего показывают учителю. Это позволит чередовать работу на техническом этапе и этапе без физической нагрузки. Такая предварительная работа станет базой для изучения последующего материала. Специфика туристического многоборья позволяет на последующих уроках добавлять новые задания, которые можно проводить в занимательной, игровой форме, и таким образом, способствовать формированию многих важных прикладных умений и навыков. Такими заданиями могут быть: - укладка рюкзака. Для задания необходим рюкзак, туристический коврик, спальный мешок, сменная обувь, фен, подушка и т. д. Все предметы предоставлены учителем. Задача для участников – выбрать необходимые для похода вещи и правильно их уложить. Задание может носить развлекательный характер; - написание списка необходимых в походе вещей. Заранее учитель подготавливает список, состоящий из 20 – 30 нужных и ненужных в походе предметов. Команды совещаются и выбирают самые необходимые; - гать (по наведенным перилам и самонаведением). Участники могут проходить, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди; - переправа маятником. Стоя за контрольной линией и используя маятниковую вертикальную веревку, учащийся должен преодолеть ручей (контрольный участок); - оказание доврачебной помощи. Для задания необходимо 3 – 4 набора (жгут, бинт, шины). По команде ученикам объявляется предполагаемая травма, после чего они приступают к оказанию помощи; - транспортировка пострадавшего. Возможно, это задание проводить, как продолжение первого. Например, «пострадавших», оказавшим помощь, по одному переносят на носилках в указанное учителем место. Время не учитывается, проверяется правильность и аккуратность движения. С целью закрепления полученных умений, следует проводить на уроках эстафеты или соревнования. Для этого класс разбивается на 2 – 3 команды как на настоящих соревнованиях, придумывается туристическое название и по очереди командами выполняются задания. Дистанция на каждом уроке должна меняться, поскольку осваиваются новые задания. Желательно продумывать соревнования так, чтобы этапы можно было преодолевать как лично, так и командно. Это позволит эффективно формировать двигательные умения, поддерживать интерес к таким урокам. Структура уроков по туризму традиционная. В водной части рассматриваются организационные и теоретические вопросы: сообщается тема и задачи урока, правила техники безопасности. Подготовительная часть включает разминку и общеразвивающие упражнения. Основная часть направлена на изучение основных задач урока: формирование прикладных навыков (обучение установке палатки, сборки рюкзака, оказанию доврачебной помощи и т. д.). В заключительной части – упражнения на восстановление дыхания, беседа о практической значимости изученного на уроке, выставление оценок, задания на дом. Уроки по туризму доступны любому учителю по физической культуре. Они не требуют специальных знаний, многочисленного туристского оборудования, но позволяют, используя педагогический потенциал туризма, решать многие образовательные задачи с детьми школьного возраста.
Проведение мероприятия «День защиты детей в МОУ «Тюбукская СОШ №3»
Дата проведения 28 мая 2011г. Цели и задачи: · Пропаганда здорового образа жизни · Улучшение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися в неурочное время · Умение оказать первую доврачебную помощь себе и своим близким · Отвлечение учащихся от негативных привычек · Патриотическое воспитание учащихся Программа соревнований: Программа предусматривает следующие виды соревнований: 1.Установка и сборка палатки 2.Бег по бревну 3. Переправа через ручей 4.Оказание 1мед. помощи 5Стрельба по мишени. 6.Разжигание костра 7.Переноска пострадавшего 8. Переправа через ручей 9.Знание правил ПДД 10. Ориентирование на местности 11.Переноска пострадавшего 12.Лабиринт 13. Переправа по горизонтальной веревке 14.Преодоление болота по кочкам 15.Преодоление шведской стенки
Урок физкультуры в 5 классе Разработала: учитель 1 категории физического воспитания МОУ «Тюбукская средняя образовательная школа №3» Носкова Людмила Ивановна. Задачи: 1. Учить кувырку назад в группировке, совершенствовать кувырки вперед. 2.Лазание по канату в три приема 3. Развивать гибкость, силу, выносливость. 4. Здоровьесбережения учащихся. Инвентарь: Гимнастические маты, гимнастический канат. Место проведения: спортивный зал.
| ||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |